Как вырастить самостоятельного ребенка?

Вчера, ко мне позвонила мама, которая хотела договориться о собеседовании для своего 26 летнего сына… На самом деле, это и смешно и печально.

Неоднократно, когда мои мальчишки, уперто стояли на своем и не слушали моих строгих речей, я думала: «Помни, Галя, твоя идея в том, чтоб взростить свободных, ориентирующихся на свое мнение, самостоятельных, умеющих за себя постоять, ответственных, добрых, смелых и дерзких, спонтанных и творческих людей. И то, что в данный момент они не слушаются тебя беспрекословно не беда. Главное – какими они будут в будущем, какими личностями они вырастут. Что тебе важнее, чтоб пацаны сразу стояли по стойке смирно от твоего крика «А ну быстро, я сказала!» или чтоб во взрослой жизни они не зависели от мнения старших людей?

Вот те принципы, которым я следую в воспитании своих детей:

1. Следуйте за интересом своего ребенка. С самого раннего возраста, когда в 4-6 месяцев малышу становится все интересно, не присекайте и не останавливайте его интерес. Ведь это начало его познания мира. И если вы с самого начала будете останавливать его, из-за того, что устали или боитесь, что он себе навредит, то когда он вырастет, он также само будет останавливаться на определенном этапе достижения своей цели. Будет сворачивать свой интерес, останавливать движение к цели и успеху.
2. Никогда не говорите: «Ты не можешь, ты еще маленький!». Не решайте за него, что он может, а что нет. Ведь ребенок может вас и удивить. Наоборот, прививайте ему мысль в том, что он может сделать все, что пожелает. А если у него не получается снова и снова, то вы рядом и всегда ему немного поможете. Тогда во взрослой жизни такой человек будет верить в свои силы, будет стремиться к высоким вершинам и добьется многого.
3. Учите его тому, как справляться с неудачами. Ведь от рождения он этого не умеет. Детки очень расстраиваются, могут психовать, когда у них что-то не выходит. Сначала, станьте примером того, как нужно реагировать на свои неудачи. Объясняйте малышу, что распавшаяся пирамидка – это не беда, что ее можно построить снова. Затем, показывайте и рассказывайте ребенку, причину, по которой что-то не вышло. Не спешите сразу делать за него. Дайте ему возможность справится с этой ситуацией самому. Вырастая, такие дети добиваются очень многого. Ведь неудачи случаются с каждым, практически ничего не выходит превосходно с первого раза. Всему предшествуют неудачи. И те, кто умеет справляться с неудачами и пробовать снова и снова, добьются многого.
4. Поддерживайте свою кроху. Поддерживайте его в начинаниях и идеях. Влюбляйтесь в его задумки и начинания, верьте в них. Тогда в будущем, когда ваш повзрослевший сын или дочь будут работать, делать какое-либо дело, им не столь важно будет одобрение других людей, они будут уверены в себе и своем деле только потому, что в основе их личности сформировалось мнение о себе, как о таком, чьими идеями и начинаниями восхищаются, они сами будут верить в себя. И начинается все с мамы и папы.
5. Интересуйтесь его мнением. Когда малыш начинает говорить, он к вам подбегает и спрашивает: «Мам, а здесь красиво?». Не спешите всегда высказать свою точку зрения, дайте порассуждать малышу. «А ты сам как думаешь, здесь красиво?». Это будет развивать его мышление и будет формировать привычку опираться на свое мнение. Затем выскажите и свое мнение, аргументируйте его. Ведь он учится всему через вас. «Да, милый, здесь светло и просторно, а мне такое по душе. По-моему мнению здесь красиво».
6. Позвольте ребенку ошибаться. Это требует не малых усилий и терпения от родителей. Дайте ему самому вытереть помаду с зеркала. И пусть он ее скорее размажет, но вы все равно похвалите его. И не переделывайте за ним в его присутствии. Так вы сформируете у него привычку, что он может сделать как-нибудь, за ним все равно переделают. Возложите, в его глазах, ответственность только на него. И даже если он купил не те фрукты или одел холодные брюки, не ругайте его. Ошибки – это опыт, а только через свой опыт можно стать независимым.
7. Давайте ему делать выбор. Пусть иногда малыш решит куда сегодня идти гулять, что надеть, на какую тренировку пойти. Только пусть это будет реальное право выбора. Тогда ребенок будет учиться координировать свои действия, понимать последствия, учиться исправлять ошибки. И вы увидите, совсем скоро вам станет проще с малышом, а во взрослой жизни у него не будет проблем, чтобы принимать решения и нести за них ответственность.


Галина Павленко

Психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт. Основатель психологического центра и автор детской книги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *