Кризис 7 лет у детей. Советы детского психолога

Кризис 7 лет совпадает с тем, что ребенок идет в школу. Он начинает понимать свое место в мире общественных отношений. Начинает различать «я — такой какой есть» и «я – такой, каким меня видят другие». Возникает внутренняя жизнь и формируется произвольность поведения. Ребенок начинает делать домашние задания потому, что «надо», а не потому что «хочу».


Проявления кризиса 7 лет:

  1. Утрата детской непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.
  2. Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.
  3. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой».
    • Переживания приобретают смысл. Сердящийся ребенок понимает, что он сердит.
    • Впервые возникает обобщение переживаний, логика чувств. То есть если с ним много раз случалась какая–то ситуация, у него возникает определенное эмоциональное отношение к этому месту, делу или человеку.
    • Возникает острая борьба переживаний. Переживание – это внутреннее отношение ребенка, как человека, к тому или иному моменту действительности
  4. Возникают самолюбие и самооценка. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом 7 лет. Самое важное, что нужно детям от родителей и других взрослых в этом периоде – уважение. Ребенок высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета.
  5. Феномен «горькой конфеты». Ребенок добивается своего, но не испытывает от этого удовольствия, потому что добился этого социально неодобряемым путем.
  6. Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Как справиться с кризисом 7 лет? Советы для родителей:

  • Для начала, вы должны всегда помнить, что кризисы — это временные явления. Они проходят, их нужно пережить.
  • Будьте терпеливы, уважительны и внимательны к ребенку. Любите его, но не «привязывайте» к себе. Пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  • Причина острого протекания кризиса — авторитарность и жесткость по отношению к ребенку со стороны родителей. Поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы. Нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  • Попробуйте поменять свое отношение к ребенку. Он уже не маленький: внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять. Важно на самом деле прислушиваться к ребенку, а не просто делать вид.
  • Нравоучения и приказы во время этого кризиса не работают. Постарайтесь не заставлять, а убеждать. Рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  • Если ваши отношения с ребенком стали сплошными скандалами и обидами — вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга. Отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  • Важно, чтобы ребенок шел в первый класс подготовленным. Тогда адаптация к школе будет проходить легче, и кризис не будет усугубляться. Речь идет об уровне общих знаний. Окружающего мира, времен года, геометрических фигур, своего имени, города в котором он живет, развития памяти и т.д. И о психологической готовности. Расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской). Какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе.
  • Поощряйте общение с друзьями его же возраста.
  • Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  • Следите за состоянием здоровья. Больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими.
  • Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми. Это всегда помогает!

Если ситуация вышла из-под вашего контроля — записывайтесь на консультацию. Вы поймете как нужно себя вести с конкретно вашим ребенком. Мы вместе найдем способ, как пережить этот кризис.