Что такое фрустрация?

Фрустрация (лат. frustratio – «обман», «неудача», «бесполезное ожидание», «беспорядок в замыслах») – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо преградами, не может достичь своих целей, и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как в результате столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

Например: Ребенок получил не тот подарок на день рождения, который хотел и сильно расстроился. Говорит теперь, что праздник плохой и больше никого видеть не хочет. Сломалось колесо у игрушечного авто и ребенок начал бить машину. Мама отказала в покупке конфет в магазине и ребенок начал кричать на весь магазин, что мама плохая. Ребенку сказали, что он нарисовал не очень хороший рисунок, и он больше не хочет брать в руки карандаши. Долговременное пребывание в таком состоянии может привести к полной дезорганизации деятельности человека. фрустрация

У ребенка достаточно большой запас прочности к обидам и неприятностям. С каждым годом способность переносить фрустрацию растет. Ребёнку в 1 год очень неприятно, иногда страшно, когда мама уходит на работу, а в 3-4 года это уже не так страшно для него. Поэтому мы готовим ребенка к столкновению с реальным миром небольшими дозами, это как прививка. Если ребенок научится справляться с маленькими неприятностями, то когда-нибудь выдержит и большой удар. Впоследствии, взрослея, формируется способность переживать разочарование, переносить разлуку, потери и выносить критику.

Если ребенка оберегать от всех фрустраций, то у него не будет опыта преодоления запретов. Поскольку ему ничего не запрещали, он не будет знать, как реагировать на критику, потому что его всегда только хвалили. У ребенка не будет опыта переживания разлуки, потому что его пытались не оставлять самого.

Дошкольники, например, уязвимы и легко могут получить эмоциональную перегрузку. Поэтому они нуждаются в помощи в процессе разделения проблемы на части, которыми можно легко управлять, что является ключевым шагом для обработки тяжелой ситуации.

Дети, которые в начале своей жизни не учатся тому, как иметь дело с фрустрацией, в дальнейшем могут столкнуться с такими проблемами как неуверенность, тревожность, гнев, проблемы с друзьями и трудности при освоении чего-то нового. Если они не будут знать, как терпеть и справляться с фрустрацией, то будут ожидать, что их проблемы решат другие, и к тому же растеряются перед лицом первого же признака приближающихся трудностей.

Чтобы помочь ребенку справляться с жизненными ситуациями, предлагаем несколько советов:

  1. «Keepcalm», сохраняйте спокойствие в любом случае. Когда вы видите, что ваш ребенок злится, постарайтесь не дублировать его состояние тоном своего голоса или поведением. Оставайтесь спокойным и разговаривайте с ним мягким голосом, ведя за собой так, чтобы ребенок в дальнейшем сам отразил ваше спокойствие. Покажите, что вы понимаете и признаете его состояние и чувство, но при этом подчеркните, что очень важно продолжать пытаться сделать то, что он считает сложным.

фрустрация

  1. Новые испытания, как зона ближайшего развития. Когда мы предлагаем ребенку сделать что-то, чего он раньше не умел, это как вызов для него. Но наша вера, спокойствие и поддержка позволяют ребенку приобрести новые качества, сформировать новые навыки в жизни. Нет необходимости подскакивать сразу, когда ребенок с чем-то не справился. Напомните ребенку, что не все выходит с первого раза. Если вы видите, что ребенку трудно, постарайтесь предложить ему необходимые подсказки и упростить тем самым ситуацию. Если у ребенка действительно возникли затруднения, и вы видите, что даже через несколько минут нет ни одного прогресса, разделите задачи на маленькие шаги. Если необходимо, направляйте его или даже сами сделайте первый шаг, а затем снова отступите назад. Ваш ребенок должен часто слышать от вас такую фразу: «Попробуй сначала сделать сам, и если ты не сможешь, то я помогу тебе».
  1. Важный навык «ожидания». Помните: «Мама, ну купи, я хочу сейчас!!! Я не согласен ждать!!!». Попробуйте научить ребенка этому навыку – откладывать получение удовольствия от желаемого. Поскольку дети дошкольного возраста еще не имеют достаточно развитого мозга или опыта, чтобы эффективно справляться с ситуациями ожидания того, чего очень хотят, продемонстрируйте им практику, которая развивает этот навык. А также помните о собственном примере, когда вы сами ожидаете чего-то спокойно. По возможности сделайте так, чтобы они ожидали желаемого, пусть даже это ожидание будет длиться всего минутку или две. А пока расскажите им о том, чем занять себя во время этого ожидания.

фрустрация

  1. Побуждайте к самостоятельности. Обеспечив надлежащие условия развития и игры детей, позволяйте детям получать новый опыт. Это касается как самостоятельного решения проблем друг с другом во время игры, так и попытки научиться чему-то новому, например, приготовить самостоятельно завтрак, загрузить стиральную машину сначала с помощью взрослого, а дальше уже самостоятельно. Когда дети играют независимо, они учатся справляться с фрустрацией другими способами, которые могут отличаться от того, как подобные проблемы решают взрослые. К тому же помним, что это возможность для ребенка получить похвалу и признание своего успеха в глазах взрослого. Что также в дальнейшем позволит ребенку чувствовать себя мотивированным и уверенным.
  1. Содействуйте здоровой и эффективной коммуникации. Не учите ребенка, что выплескивать фрустрацию плохо и неуместно. Его крик или возмущение – это хороший способ привлечь ваше внимание, пусть даже это внимание негативно. Игнорируйте такое поведение, если оно не наносит серьезного вреда, и одарите массой положительных впечатлений в случае, если ребенок в сложной ситуации проявит себя здоровым образом. Укажите ему, что именно он сделал эффективно и правильно.
  1. Соблюдайте установленный порядок вещей. Когда ребенок привыкает к своему особому ритму жизни, порядку вещей в своем доме, соответствующих ритуалов, он чувствует себя спокойно и безопасно. Жизнь для него понятна и более предсказуема, привычна. Если дети чувствуют себя уверенно, спокойно и в целом в безопасности, они смогут успешно работать и справляться с небольшими неудачами и фрустрациями.
  1. Правильные советы от воспитателя. Поскольку ребенок большинство времени находится под наблюдением воспитателя, обращайтесь за советами именно к дошкольному педагогу вашего ребенка, как к ценному ресурсу. Попросите его рассказать о том, как в детском саду принято справляться с детской фрустрацией, а также дать вам адресные советы о том, как помочь именно вашему ребенку. Чем больше вы будете действовать в соответствии с принятыми подходами в дошкольном заведении, тем легче будет вашему ребенку усвоить те уроки, которые вы (наряду с воспитателем) пытаетесь ему дать. фрустрация
  1. Будьте примером для подражания. Когда вы сами испытываете определенные эмоции и чувства, например, вас что-то раздражает, расскажите вашему ребенку о том, что вы испытываете. Так он сможет научиться распознавать эмоции других людей и узнавать о них у себя. Когда вы сами находитесь в состоянии фрустрации, говорите себе вслух, но так, чтобы ребенок слышал вас: «Расслабься и сделай несколько глубоких вдохов», «Все нормально, я справлюсь с этим» или «Это действительно не такая уж большая проблема, мне просто нужно успокоиться». Всегда, когда в присутствии ребенка вы будете сталкиваться с ситуацией фрустрации, помните, что ребенок обязательно будет копировать ваше поведение не только сейчас, но и всю дальнейшую жизнь, поэтому действуйте аккуратно! Старайтесь не повышать голос слишком сильно, не грубите другим людям. Если вы уже сделали что-то такое, не ругайте себя, но обязательно скажите ребенку, что вы ошиблись, что ваша реакция была неверной и в другой раз вы поступите лучшим образом.

 

Для развития необходимых навыков и умений преодоления фрустрации может потребоваться много времени. Но вы можете направлять ребенка в нужную сторону так, чтобы в конце концов он научился управлять каждой сложной ситуацией самостоятельно. Способность вашего ребенка в дошкольные годы правильно справляться с фрустрацией станет основой для дальнейшей жизни. Умение справляться с трудностями – это очень важный навык, который будет способствовать развитию успеха не только в учебе, но и в отношениях любого рода. Развивая и вкладываясь психически и физически в своих детей, мы как бы духовно продолжаем наш Род, дело, пространство и культуру. Кому это передать, как не детям?

Поэтому, если вы замечаете трудности вашего ребенка с проживанием определенных эмоций, как слишком бурных, так и очень скрытых, предлагаем вам обращаться за помощью к соответствующим специалистам центра Галины Павленко.

 

Автор — Корсун Александра, детский и подростковый психолог.


Галина Павленко

Психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт. Основатель психологического центра и автор детской книги