Нет сил делать уроки с ребенком? Каждая попытка приводит к ссорам, крикам и слезам? Тогда давайте разбираться.

Хочу сразу отметить, что в первую очередь мы будем говорить о детях школьниках. Ведь дети дошкольного возраста весь процесс обучения воспринимают исключительно в игровой форме и усадить их за парты по строгому таймингу вряд ли выйдет. Начнем с того, что базовой потребностью каждого школьника является познавательная деятельность. Но лишь в том случае, когда у ребенка присутствует истинный интерес к данному процессу. Согласитесь, что часто, даже нам, взрослым, бывает скучно слушать определенную информацию, что уж говорить о детях.

Поэтому, нам, взрослым очень важно суметь сохранить интерес ребенка к познанию мира.  Мы должны понимать, что ожидать от детей, особенно, младшего школьного возраста осознанной внутренней мотивации в обучении, с целью когда-то далеко в будущем получить достойную работу и хорошую зарплату, выглядит ооочень призрачно и мало привлекательно. Поэтому наши дети умеют и учат нас тому, чтобы жить здесь и сейчас. Способность же мыслить наперед будет развита у детей горазд позже.школа

Очень часто мы, родители, считаем, что ребенок должен хотеть и уметь учиться самостоятельно. Но на самом деле, нам важно помочь детям влюбиться в процесс обучения. Хотя это порой вызывает в нас, взрослых, раздражение и иные негативные эмоции в момент обучения. Важно подойти к этому, как к процессу. Наша задача не столько дать объём знаний, а научить ребенка самому процессу получения знаний (полюбить этот процесс). Мир настолько динамичен, что ребенку приходится ежедневно учиться из большого объёма информации выделять и видеть главное. Научиться пользоваться этой информацией, с интересом двигаясь вперед. Вот что важно сегодня!

 Что важно понять про обучение в школе?

  1. Понять почему ребенку неинтересно обучаться. Например, учитель не смог заинтересовать ребенка, поскольку сам выполняет свою работу механично и сухо. Соответственно, у ребенка могут не сложиться отношения ни с учителем, ни с предметом.
  2. Когда мысли ребенка заняты чем-то очень важным для него. Например, он влюблен или стрессует из-за развода родителей или ссоры с одноклассником. Мы должны выяснить, что именно его беспокоит и попытаться разобраться с этим, уменьшив тем самым уровень напряжения внутри. Отложив уроки на время в сторону и переключив внимание на что-то более ресурсное и положительное: совместная прогулка в парке, поход в любимое кафе, теплые объятия и доверительные беседы за чаем. В процессе доверительной беседы нам легче выяснить причины возникших сложностей в обучении. Ребенку можно и хорошо бы рассказать о том, как у нас в детстве возникали подобные трудности, и что помогало нам с ними справиться. Важен любой родительский опыт и негативный, и позитивный. Это позволяет нам быть ближе друг к другу и поддерживать в сложные моменты.
  3. Изначально неверная мотивация. Школа= «обязаловка», «ты должен получать только хорошие оценки», «это твоя ответственность». И здесь не про интерес и увлеченность миром, а про формирование долженствований и обязанностей. А когда ты выйдешь во взрослую жизнь, так вообще забудь о детстве и впрягайся во взрослую жизнь. Хотя образ ответственности мы показываем сами своим детям через отношение к близким, через выполнение данных обещаний, а не напираем на ребенка: «ты должен».
  4. Страх. Страх, что у меня не получается, я не знаю, как, я не понимаю, мне страшно спросить, страх критики со стороны родителей, учителей. Отсюда и скандалы. И тут главное удержаться нам, взрослым во взрослой позиции и дать столь необходимую поддержку: не волнуйся, я рядом; мы скажем учителю, что нам еще нужно время, чтобы подтянуть эту тему. Тогда только сможем сохранить столь ценный интерес к познанию.не хочет учиться
  5. Учиться вместе новому – это интересно! Учебная атмосфера дома, вот что будет также влиять на интерес к обучению. А именно, когда папа и мама смотрят любимый фильм в прикуску с чаем и печеньем, то ребенку вряд ли будет хотеться делать уроки в соседней комнате. Если мы сами не очень любим обучаться, читать книги, то вряд ли нашим детям будет хотеться обучаться, делать домашние задания. Нужно спросить себя: «а какой образ я даю своему ребенку?» можно вместе изучать новинки в области техники, разбираться с новыми функциями и возможностями современных технологий. Помним о том, что у нас у всех свои наклонности и таланты, и что знать все предметы «на отлично» не нужно. Мы исследуем сильные стороны ребенка и делаем акцент именно на них, а слабые поддерживаем. Мы верим в наших детей! И видим в них успешных и счастливых людей.
  6. Физическое состояние ребенка. Сегодня возраст поступления в школу снизился до 6 лет. И далеко не все дети готовы к обучению в школе, что может также влиять на желание учиться. Ребенок может быстро истощаться, терять концентрацию внимания, ему может быть пока сложно удерживать в голове множество инструкций, контролировать несколько процессов и задач параллельно.

Как мы можем помочь ребенку?

  • Для физического здоровья ребенка и его успешного обучения следует учитывать прежде всего две вещи: свежий воздух (проветривание комнаты) и жидкость (стакан воды на столе).
  • Когда предметов много, необходимо делать паузы- разминки между ними (сходить в туалет, сходить выпить воды, попрыгать, поприседать).учиться
  • Девиз: «мы одна семья и помогаем друг другу!» наши дети – это не обуза, это наш выбор! Мы привели их в этот мир. И это наша задача быть им опорой в жизни. Поэтому сидя рядом с ребенком необязательно нависать над каждой его буквой в тетради. Мы можем параллельно заниматься своим делами, пока он делает самостоятельно то, с чем он справляется. Мы можем хвалить его и подбадривать за красиво написанное слово, верно посчитанный пример и т.д.
  • Включите креативность! Сегодня можно доносить информацию до ребенка разными интересными способами, например, через образовательные youtube каналы, документальные фильмы, биографии известных ученных, различные опыты, исследования. Т.е. рационально и интересно использовать современные технологии (гаджеты). Будьте Творцами, создавайте атмосферу.

Давайте поможем нашим детям обучаться с интересом и без давления. Давайте создавать атмосферу взаимопонимания, любви и поддержки. Ведь наши дети достойны того, чтобы узнавать, открывать всю красоту этого мира. А вместе с ними мы исследуем и свое место в этом мире.

 

Автор — Корсун Александра,

детский и подростковый психолог


Галина Павленко

Психолог, психотерапевт, гештальт-терапевт. Основатель психологического центра и автор детской книги